Порядок записи читателей в библиотеку
1. Запись в библиотеку преподавателей и сотрудников колледжа осуществляется по предъявлению паспорта.
2. Учащиеся записываются в библиотеку на основании приказа о зачислении в колледж (учащимся заочного отделения необходимо предъявлять паспорт).
3. Пользователи библиотеки должны заполнить формуляр читателя установленного образца, который ведется на протяжении всего периода пребывания в учебном заведении, ознакомиться с настоящими Правилами и подтвердить обязательства об их исполнении личной подписью.
4. Запись в библиотеку преподавателей-совместителей производится по предъявлению паспорта и получения от них письменных обязательств о сдаче книг по окончании работы в колледже. Обязательства должны быть подписаны заместителем директора по учебной работе.
5. Практиканты ВУЗов могут пользоваться библиотекой на основании приказа о приеме их на практику. Своевременность сдачи книг практикантами контролирует непосредственный руководитель практики – преподаватель колледжа.
6. Обслуживание пользователей проводится строго по билету учащегося колледжа.
Правила пользования абонементом
1. На абонементе литература выдается на следующие сроки:
‑ учебная литература – на срок изучения соответствующей дисциплины (для учащихся, проживающих в общежитии, ‑ не более чем на один учебный год) в количестве, определяемом ее наличием в библиотечном фонде;
‑ учебная (художественная) литература – на срок до 30 дней в количестве не более 3 книг;
‑ художественная, научно-популярная литература – на срок до 30 дней.
2. Пользователь расписывается за каждый экземпляр книги или других документов в книжном формуляре, при возвращении литературы роспись читателя погашается подписью библиотекаря. Книжный формуляр является документом, который подтверждает факт выдачи литературы пользователям и возврата ее в библиотеку.
3. Комплекты учебников и других документов для использования на занятиях выдаются дежурному группы по билету учащегося, который заполняет учетную карточку документа с указанием номера группы, фамилии, даты. Ответственность при возврате литературы несет учащийся, который обязан разложить учетные книжные карточки по инвентарным номерам книг. Контроль за своевременной и полной сдачей учебников и документов осуществляет преподаватель.
4. Не подлежит выдаче на дом последнего или единственного экземпляра издания, хранящегося в фонде библиотеки.
5. Пользователи библиотеки имеют возможность продлить срок пользования литературой, полученной по абонементу, если на нее нет спроса со стороны других пользователей, с условием возврата ее по первому требованию библиотеки.
Правила пользования читальным залом
1. Выдача книг для работы в читальном зале производится по билету учащегося.
2. Литература, предназначенная для работы в читальном зале библиотеки, на дом не выдается.
3. Запрещается выносить литературу из читального зала.
4. Количество литературы, выдаваемой в читальном зале, не ограничено.
5. Энциклопедии, справочные издания выдаются только для работы в читальном зале.
Права, обязанности и ответственность пользователей
1. Пользователи библиотеки имеют право:
‑ посещать библиотеку в соответствии с режимом ее работы;
‑ получать полную информацию о составе фонда и информационных ресурсах библиотеки через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
‑ получать консультационную помощь в поисках источников информации;
‑ получать во временное пользование литературу из фонда библиотеки для работы в читальном зале или на абонемент в соответствии с определенным библиотекой порядком выдачи и с обозначенным сроком пользования;
‑ продлевать срок пользования изданием при условии его предъявления в сохранности и отсутствия запросов со стороны других читателей на данный документ;
‑ обращаться к представителям администрации колледжа, заведующему библиотекой с предложениями, замечаниями, жалобами по всем вопросам, касающимся обслуживания, приобретения и организации информационных ресурсов и услуг.
2. Пользователи библиотеки обязаны:
‑ выполнять настоящие Правила и соблюдать режим работы библиотеки;
‑ бережно относиться к библиотечному фонду (не вырывать и не загибать страницы, не делать никаких пометок, подчеркиваний);
‑ возвращать литературу в установленный библиотекой срок;
‑ возвращать документы, взятые для пользования в читальном зале за 15 минут до окончания его работы;
‑ внимательно просматривать издание при получении и при выявлении дефектов предупреждать об этом библиотекаря, в противном случае читатель, который пользовался изданием последним, несет ответственность за его повреждение;
‑ бережно относиться к имуществу библиотеки и оборудованию;
‑ соблюдать общественный порядок и чистоту в помещениях библиотеки, уважать права других пользователей, проявлять корректность по отношению к сотрудникам библиотеки;
‑ в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, угроза террористического акта и иных) выполнять требования работников библиотеки;
‑ проходить перерегистрацию в соответствии с порядком, установленным библиотекой;
‑ при выбытии (отчислении, окончании обучения, увольнении) из колледжа вернуть в библиотеку все документы, полученные из фонда, подписать обходной лист с пометкой библиотеки о произведенном расчете.
3. Пользователям библиотеки запрещается:
‑ посещать библиотеку в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения;
‑ посещать библиотеку в верхней одежде;
‑ выносить литературу из помещения библиотеки без соответствующей записи в книжном формуляре;
‑ пользоваться мобильными телефонами в зонах обслуживания читателей;
‑ нарушать тишину, создавать нерабочую обстановку в библиотеке;
‑ нарушать нормы общественного поведения в библиотеке;
‑ помечать каталожные карточки и переставлять или вынимать их из каталогов библиотеки;
‑ передавать билет учащегося другим лицам или пользоваться билетом другого лица;
‑ пользователям библиотеки, нарушившим сроки возврата документов из фонда библиотеки, последующая выдача документов прекращается до полного расчета по задолженности;
4. Ответственность пользователей:
‑ в случае утери, повреждения документов из фонда библиотеки пользователи возмещают их идентичными, равноценными, или в виде копий;
‑ пользователи библиотеки, нанесшие вред имуществу (компьютерам, оргтехнике, мебели, электрооборудованию и другому имуществу), возмещают нанесенный ущерб в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Права и обязанности библиотеки
1. Библиотека обслуживает пользователей в соответствии с Положением и Правилами пользования библиотекой.
2. За нарушение правил пользования библиотека имеет право:
‑ лишать пользователей права обслуживания на срок до 2 месяцев, а при повторном или грубом нарушении – до 6 месяцев;
‑ не обслуживать пользователей, которые не прошли перерегистрацию;
‑ обращаться с иском в суд в случае нанесения пользователями материального или морального ущерба библиотеке или ее сотрудникам;
‑ определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, в том числе равноценность замены, предлагаемой пользователю вместо утерянного издания;
‑ определять порядок выдачи, количество выдаваемых библиотечных документов, сроки пользования;
‑ требовать от пользователей выполнения настоящих Правил.
3. Библиотека обязана:
‑ осуществлять библиотечное, библиографическое и справочно-информационное обслуживание пользователей;
‑ следить за своевременным возвращением выданной читателям литературы, в случае обнаружения в ней дефектов или других нарушений правил пользования библиотекой, принимать соответствующие меры;
‑ выдачу литературы проводить только после сдачи читателем ранее полученной, срок пользования которой закончился;
‑ популяризировать библиотечные фонды, развивать и поощрять интерес к книгам;
‑ совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание, внедряя компьютеризацию и передовую технологию;
‑ обеспечивать пользователям возможность доступа ко всему фонду библиотеки;
‑ обеспечивать высокую культуру обслуживания: оказывать пользователям помощь в подборе необходимой литературы и других материалов, проводя устные консультации, предоставляя в их пользование каталоги, картотеки и иные формы информирования, организуя книжные выставки, библиографические обзоры и другие мероприятия;
‑ создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы;
‑ отчитываться ежегодно о своей деятельности перед администрацией колледжа;
‑ при записи в библиотеку знакомить пользователей с настоящими Правилами.