Адаптация в новом коллективе. Рекомендации молодому специалисту
РЕКОМЕНДАЦИИ молодому преподавателю (молодому специалисту) при подготовке к уроку
- Прочитай раздел программы, который необходимо изучить. Выяви междисциплинарное взаимодействие.
- Изучи содержание данного раздела в учебной программе дисциплины.
- Проанализируй данный материал.
- Сформулируй цель (цели) урока. Ответь на вопрос: чего бы ты хотел достичь в результате урока.
- Представь коллектив данной группы, если возможно, отдельных учащихся... Постарайся наметить их путь к выполнению задач урока.
- Выбери самые результативные на твой взгляд методы для данной группы и данных учащихся.
- Соразмерь свои приемы со своими возможностями, определи последовательность своих действий на уроке.
- Продумай структуру урока, его ход.
- Зафиксируй все подготовленные моменты в плане или конспекте.
- Повтори про себя или вслух узловые моменты урока.
- Проверь себя:
- какие факты, термины, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
- какие умения формируются на данном уроке;
- какое мировоззренческое понятие, нравственная, политическая, практическая оценка должны быть сформированы на данном уроке;
- какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
СОВЕТЫ молодому преподавателю (молодому специалисту) при проведении урока
- Приходите в аудиторию раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к проведению урока: как расставлена мебель, подготовлена ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали вас организованно. Осмотрите аудиторию, постарайтесь встретиться взглядом со своими учащимися. Старайтесь показать им красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени!
- Не тратьте время на поиски страницы вашей дисциплины в журнале. Ее можно приготовить на перемене. Приучите дежурного в группе (старосту) оставлять на столе преподавателя список с фамилиями отсутствующих учащихся.
- Начните урок энергично. Не задавайте учащимся вопрос: «Кто не готов к уроку?». Это приучает к мысли, что невыполнение заданного задания - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый учащийся с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины!
- Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым проверить свои силы. Держите аудиторию в поле зрения. Особенно следите за теми, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь чаще с просьбами и вопросами к тем, кто может заниматься на уроке другим делом.
- Комментируя отметки, придавайте своим словам деловой и занимательный характер. Давайте указания учащимся, над чем следует работать (не забудьте проверить выполнение данного задания). Это будет приучать к дисциплинированному труду. Учащийся будет привыкать к тому, что полученные задания необходимо выполнять.
- Объективно оценивайте знания учащегося!
- Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных учащихся. Пусть ребята испытывают чувство удовлетворенности от результатов деятельности на уроке.
- Прекращайте урок со звонком! Напомните об обязанностях дежурного.
- Помните: налаживание дисциплины в аудитории, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь со стороны администрации не идет на пользу преподавателю! Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого группа не поддерживает, легче справиться.
- Не допускайте конфликтов с целой группой или со значительной ее частью. Если же конфликт возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
- Помните: там, где есть сомнения в правоте преподавателя, не говоря уже о тех случаях, когда его вина бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учащегося!
- Помните слова Добролюбова: «Справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах ученика».